Референдуму по выходу Великобритании из ЕС – 5 лет: что изменилось
05.07.2021Экономики малых стран растворены в большой Европе – вполне можно пользоваться всеми преимуществами единства, не беря на себя особых обязательств, рассказал ФБА «Экономика сегодня» научный руководитель Института региональных проблем, политолог Дмитрий Журавлев, комментируя грядущее пятилетие референдума по выходу Великобритании из Евросоюза.
23 июня 2016 года жители Великобритании выразили желание выйти из единого и таможенного рынка Евросоюза, с которым изначально складывались непростые отношения.
Финансы Евросоюза оказались едиными, но не равными. Одним из самых болезненных вопросов стали неравные взносы в бюджет объединения стран – членов Евросоюза. Поскольку Великобритания являлась одной из самых развитых стран ЕС, взносы были ощутимыми для экономики королевства, однако приобретаемая выгода оказалась неочевидной. Вместе с Германией, Францией и Италией Великобритания входила в четверку главных «доноров» общеевропейской казны.
В 2017 году десять стран Евросоюза вложили в общий бюджет больше, чем получили из него. Чистый вклад Великобритании составил порядка 7,4 млрд евро, поставив ее на второе место по объему донаций. Лидером стала Германия, отправившая в бюджет ЕС 12,8 млрд евро.
Уход Великобритании лишил Евросоюз ощутимого финансового притока.
«Brexit в действительности ударил и по Лондону, и по Брюсселю как в экономическом, так и в политическом плане… Brexit показал, что Европа не едина и процесс европейской интеграции не является необратимым, что очень важно для многих стран».
Как ни парадоксально, европейское единство порождает мысли о европейской же деинтеграции.
«Экономики малых стран растворены в большой Европе: можно вполне пользоваться всеми преимуществами единства, не беря на себя особых обязательств. Особенно это касается малых стран, в которых умерла классическая производственная экономика. В пример можно привести Грецию, где случился кризис, поскольку страна стала производить только то, что ей разрешал Брюссель, на фоне и без того слабой промышленности. В результате Афины набрали кредитов, которые непонятно, как отдавать», – рассуждает Дмитрий Журавлев.
В 2017 году главными выгодоприобретателями европейского бюджета стали Польша, чистые выплаты которой составили 8,2 млрд евро, Греция – 3,7 млрд евро и Румыния – 3,4 млрд евро.
В списке бенефициаров оказались также Венгрия, Португалия, Чехия и вся Прибалтика. Положение дел практически не изменилось к 2021 году, за исключением того, что из десяти «доноров», формирующих бюджет Евросоюза, не хватает теперь Великобритании.
В ЕС нарастает евроскепсис.
«Текущая экономическая ситуация такова, что теперь мысль о Brexit периодически посещает то одну страну, то другую. Шаг Великобритании только укрепляет эту мысль и общий евроскептицизм», – отмечает эксперт.
Исследование The Guardian выявило, что с 1992 года вдвое выросло количество евроскептических политических партий: с 15% до почти 35%. Несмотря на то что экспорт Великобритании в части продуктов и напитков в первом квартале 2021 года сократился почти на 50%, Лондон до сих пор остается частным финансовым центром, инвестирующим в экономику Европы.
«Как и любой развод, Brexit ударил по обоим супругам. Те, кто инвестировал в континентальную Европу, оказались сейчас в тяжелом положении, и те, в кого вкладывали, тоже в растерянности.
Нужно открывать дочерние компании, платить другие налоги. Обеим сторонам приходится непросто. Со временем ситуация стабилизируется, но потери все равно есть, и они не исчезнут», – подчеркнул эксперт.
Волнения в Евросоюзе не затронули Россию.
Европа является основным торговым партнером России, однако на российский рынок выход Британии из Евросоюза практически не повлиял. «В торговле Москва ориентируется больше на страны Центральной Европы: Германию, Австрию, Италию. У России не такие значимые экономические отношения с Великобританией, тем более что из политических соображений они еще более свернуты … Положение экономики Британии для России не то чтобы совсем не важно, но не так сильно, как если бы из Евросоюза вышла Германия или Италия, в которой евроскептицизм очень силен», – комментирует Журавлев.
Эксперт констатировал, что Brexit мало что изменил и для российских граждан, поскольку Великобритания не входила в Шенгенское соглашение и туда требовалась отдельная виза, получить которую всегда было непросто.
После Brexit Европа стала чуть-чуть слабее, что отразилось на России как на торговом партнере, но не слишком значительно, заключил эксперт.
По материалам Рамблер Финансы