Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Взять и поделить?

25.09.2017

На днях снова громко прозвучала далеко не новая идея распределения между россиянами доходов от добычи полезных ископаемых. На этот раз возмутителем спокойствия стала группа депутатов Госдумы от КПРФ, которой был внесен соответствующий законопроект. Есть ли в этом шаге что-то кроме чистого популизма, попробуем разобраться.

Как отмечается в проекте, за первый финансовый год после принятия закона, 20% доходов федерального бюджета, поступивших от добычи полезных ископаемых, должны быть распределены между определенными категориями населения. Каждый следующий год раздача денег увеличивается на два процента. Проект в первую очередь касается пенсионеров и официально работающих граждан. По подсчетам авторов инициативы, за первый год они  должны получить по 10000 рублей.

Правительство дало на данную инициативу резко отрицательный отзыв. Законопроект критикуется по двум пунктам. Во-первых, по формально-юридическому: «Представленное предложение должно быть оформлено не поправкой в закон «О недрах», а изменением в бюджетное законодательство». Во-вторых, по содержательному: «…действующая система распределения социальных льгот гарантирует россиянам их права и без изменений, предлагаемых КПРФ». Иными словами, деньги, которые предлагается изъять из бюджета для передачи гражданам, уже работают на них.

Инициатива наделала много шума, потому что касается одного из самых чувствительных мест – кармана рядового гражданина. Поэтому независимо от того примут ли этот закон или нет, разобраться в нем необходимо, так как политическим событием он уже стал.

Вопрос первый: является ли этот законопроект актом чистого популизма или в нем есть рациональное зерно?

Такое зерно есть. Более того, инициатива пытается решить один из ключевых вопросов современной экономики, развитие которой во многом определяется наличием платежеспособного спроса. Сегодня самую мощную экономику имеет не страна, которая больше всех производит, а страна, в которой население больше всех потребляет.

Проблемы российской экономики во многом связаны с бедностью её населения. Российская продукция, кроме сырья и оружия, на мировом рынке не очень востребована. Поэтому возможность развития промышленности во многом зависит от наличия денег в карманах россиян, причем представителей малоимущих слоев и нижней части среднего класса. Законопроект коммунистов, если он будет принят, даст деньги именно этой части населения: наемным работникам и пенсионерам. Так что в теории эта инициатива может стать толчком, стимулом развития экономики.

Но только в теории. На практике есть целый ряд узких мест. Первое из них – механизм реализации. Кто будет изымать эти деньги и как раздавать? В соответствии с самим законопроектом, «порядок получения гражданином доли от доходов федерального бюджета, указанных в части первой настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации».

Если учесть, что правительство не в восторге от этой инициативы, то порядок может всех сильно удивить. Например, появится дополнительный институт с реестрами «имеющих право», подразделениями проверки, контроля, учета и так далее. То есть с учетом наших масштабов может возникнуть новый монстр, на прокорм которого пойдет немалая часть денег, которое планируется распределять.

Второе, наверное, главное узкое место, – за счет каких расходных статей будут платиться деньги? Сегодня нефтяные деньги идут в бюджет полностью, а в случае принятия законопроекта в бюджет попадет 80% этих денег. Бюджет у нас дефицитный, покрыть потерю за счет «излишков» невозможно, значит, предается секвестировать расходные статьи. Вот и вопрос, какие? Судя по отзыву правительства, это будут социальные статьи. А значит, действительно велика вероятность повторения истории с монетизацией льгот, когда люди потеряли больше, чем приобрели. И судя по тому, что исполнять это будет правительство, для которого главное – это снизить дефицит бюджета, так оно и получится.

Есть ещё ряд узких мест, таких как возможный скачек инфляции, но в свете вышесказанного это даже можно не обсуждать. Конечно, все узкие места можно расшить. Но для этого нужно одно условие –  искренняя поддержка правительства, которое будет реализовывать данный закон. А с этим может возникнуть большая проблема.

Правительство, которое в предыдущем созыве определяло повестку в Думе, высказалось против. У КПРФ даже вместе с другими неправительственными фракциями не хватит голосов, чтобы провести инициативу. Но в действительности некоторый шанс все-таки есть. Во-первых, сегодняшняя Дума значительно меньше, чем предыдущая зависит от правительства. Думское большинство очевидно взяло курс на усиление роли Думы, а значит, и ослабление влияния правительства в Думе. Во-вторых, мы движемся к президентским выборам, и в этих условиях трудно прямо выступить против такой инициативы. Так что маленький шанс есть, хотя и маленький.

Но если этот шанс мал, то встает четвертый вопрос: какой политический смысл имеет этот законопроект и в первую очередь для КПРФ?

Если шанс провести закон невелик зачем, его выдвигать? Ответ очевиден: непринятый закон ничего не изменит в экономике и социальной сфере, но воздействие на политическую сферу будет существенным. И то, что закон не будет принят, сделает это воздействие даже сильнее: узкие места, которые стали бы очевидны в ходе реализации закона, точно не всплывут, и как всякий неосуществленный план этот план будет выглядеть идеальным.

А вот число сторонников КПРФ среди наемных работников и пенсионеров явно возрастет. Это всегда важно для политических партий, а для сегодняшней КПРФ важно в двойне. Сентябрьские выборы явно не принесли коммунистам больших удач. Некоторые политологи сделали даже вывод о закате партии.

Действительно, партия оказалась в непростой ситуации. В условиях приближающихся президентских выборов, которые у нас являются выборами лидера нации, а значит, строятся на консолидации, а не на противопоставлении, коммунистам трудно использовать свою традиционную тактику критики и обличения. Да и по сути коммунисты по многим направлениям поддерживают Путина. Поэтому естественно, что их политическая активность несколько спала. Но для политической партии, стержнем политики которой является оппозиционность, такое положение опасно. Вот и было найдено красивое решение с раздачей денег – и народ привлекает, и не является вызовом президенту.

Так что в теории предложенный проект мог бы стать серьезным стимулом экономического развития. Но на практике, в конкретно сегодняшних условиях, мы имеем дело с попыткой пиара одной из партий. А жаль.

Дмитрий Журавлев