Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Как новые санкции США ударят по России

11.04.2018

6 апреля США ввели санкции против 24 россиян и 15 связанных с ними компаний, в том числе против владельца UC Rusal Олега Дерипаски, владельца «Реновы» Виктора Вексельберга, гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова, главы ВТБ Андрея Костина, сенатора Сулеймана Керимова, зампредседателя правления «Сибур Холдинга» Кирилла Шамалова и других. Таким образом, США впервые подвергли санкциям частных российских бизнесменов, которых, впрочем, в Вашингтоне считают «олигархами Кремля» и обвиняют в поддержке дестабилизирующих действий на Украине, в Сирии и в отношении западных демократий.

Дмитрий Журавлев, директор Института региональных проблем: Думаю, что причины введения нового санкционного списка не экономические, а политические. Недаром санкции появились после выборов, результат которых показал, что российский бизнес не собирается бороться с Путиным и тем самым реабилитироваться в глазах Запада. Теперь вместо черного списка – санкционный. Он должен создать трудности для бизнеса и породить недовольство властью среди адмиралов экономики. Но результат будет скорее всего обратный. Власть и крупный бизнес в России это две части одного целого. Не может быть левая щека недовольна правой, поэтому скорее всего консолидация правящего класса в противостоянии санкциям.

Что касается потерь, то они, конечно, будут большими, но не фатальными. Крупный российский бизнес двойственный: источники его богатства здесь, а результаты, деньги – там. Гораздо опасней потерять удочку, чем улов. Поэтому потери там будут тяжелыми, потери здесь – смертельными. И поэтому санкции бизнес переживет, новые деньги заработает. А конфликт с властью он не переживет – негде будет зарабатывать. Судьба Березовского прекрасный пример.

Что касается спасения бизнеса, то правая государственная щека не захочет остаться без левой бизнесовой. Поэтому все ресурсы государства будут брошены на спасение миллиардеров. Собственно, это уже было когда, мы преодолевали кризис.