Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Результаты опроса показывают, большинство жителей Пресненского района регулярно принимают участие в собраниях собственников жилья

29.06.2017

Вопреки мнению о низком уровне участия москвичей в решении вопросов, касающихся их домов и дворов, большинство жителей Пресненского района регулярно посещают собрания собственников жилья. По данным масштабного районного исследования, 69% респондентов принимают в них участие – в каждом собрании (16,7%) или иногда (52,3%). Дистанцируются от управления собственным домом только четверть участников опроса. Кроме собраний, среди эффективных каналов распространения информации районного масштаба респонденты выделяют придомовые информационные стенды (28,6%), интернет-форумы и сайты (24,1%), а также социальные сети (20,5%).

Социологическое исследование проводилось среди 400 жителей Пресненского района разной возрастной выборки: 18–25, 26–35, 36–45, 46–55 лет, 56 лет и больше. При этом три четверти респондентов – люди среднего и пожилого возраста, проживающие на территории района свыше 10 лет; одна четвертая – молодежь Пресненского района. Половина опрошенных – семейные люди с оконченным высшим образованием; по социальному статусу это работники бюджетной сферы (25,3%), специалисты коммерческих структур (20,8%), госслужащие (8,9%), студенты (8,3%), предприниматели и пенсионеры (по 4,7%). Такая репрезентативная выборка позволила создать максимально точную социально-общественную характеристику района и проанализировать отношение жителей к органам местного самоуправления, их осведомленность о реализуемых районных проектах и восприятие результативности работы окружных и районных органов власти, системы ЖКХ.

По данным опроса, респонденты характеризуют свой район как культурный, музейный, туристический и исторический. Среди его специфических проблем участники исследования отметили шум и наличие бытового мусора из-за большого скопления людей, недостаток зеленых насаждений, отсутствие дешевых сетевых магазинов, переполненность общественного транспорта и тот факт, что офисные работники паркуют свои машины в жилых дворах.

Несмотря на проблемы исторического центра мегаполиса, горожане считают, что районные власти много делают для его благоустройства. Более половины (54,3%) опрошенных оценивают уровень благоустройства территории района как «хороший» (38,7%) или «отличный» (15,6%). Еще 30,4% респондентов поставили по этому параметру оценку «Удовлетворительно». Недовольны благоустройством района 10,3% анкетируемых, которые считают его «плохим». 43% респондентов отметили, что в течение последних 2 лет наблюдается его существенное (17,2%) или незначительное (25,8%) повышение.

Опрос показал высокую осведомленность жителей о районных службах ЖКХ. Так, контактные данные предприятий, обслуживающих дома, известны 54,7% респондентов. При этом 39,1% отмечают, что связаться с такими службами, как правило, легко. Только 15,6% признались, что испытывают затруднения при попытках обратиться в диспетчерские организации. 22,8% участников опроса не знают контактные данные служб ЖКХ однако имеют представление, где можно найти эту информацию, а для 18,5% вопрос о том, как обратиться в организацию, обслуживающую их дом, остается нерешенным.

По данным исследования, жители Пресненского района поддерживают идею московских властей по созданию ГБУ «Жилищник». Оценивают положительно или относятся к ней нейтрально 54,3% опрошенных. Дворы домов 27,9% участников исследования по-прежнему обслуживают частные подрядные организации.

Большая часть жителей района отмечает положительную динамику развития благоустройства: выросло качество уборки дворовых территорий, обслуживания улично-дорожной сети, контейнерных площадок, содержания детских площадок и других малых архитектурных форм, газонов и зеленых насаждений. Всего 13,5% респондентов считают, что уровень содержания дворов снизился.

Среди проблем функционирования ГБУ «Жилищник» незначительная часть респондентов отмечает недостаток спецтехники по уборке придомовых территорий и проблему работников-мигрантов, которые раздражают население незнанием русского языка. Для повышения уровня удовлетворенности работой ГБУ «Жилищник» участники опроса рекомендуют усилить внутренний контроль за исполнением технических стандартов и обеспечить регулярное повышение квалификации сотрудников.

В целом жители отмечают существенное улучшение работы каналов обратной связи с органами местной власти. Информацию о деятельности управы Пресненского района в сфере ЖКХ и благоустройства регулярно получают больше половины респондентов – 36,8% отмечают, что, «как правило», могут найти такую информацию и еще 20,7% находят ее без проблем в любое время суток. Ключевое выражение по взаимодействию управы с жителями, которое поддержали 40,9% участников исследования: «Управа, как правило, прислушивается к мнению жителей, однако иногда принимает решения, не соответствующие потребностям населения». В свою очередь, 24,2% опрошенных полагают, что «Управа работает в постоянном взаимодействии с жителями и принимает решения, соответствующие их потребностям и интересам». Только десятая часть анкетируемых выбрала вариант «Управа полностью изолирована от жителей района».

Материал подготовлен на основе социологического исследования «Оценка социально-экономической и общественно-политической ситуации в районах ЦАО города Москвы», проведенного Институтом региональных проблем в июне 2017 года