Большинство жителей Тверского района Москвы положительно оценивает эффективность работы органов местной исполнительной власти – опрос

27.06.2017

Большинство жителей Тверского района Москвы положительно оценивает эффективность работы органов местной исполнительной власти – управы: 33% – дает работе чиновников положительную оценку, 52% «нейтрально» относятся к ней, лишь около 15% считают, что управа плохо выполняет свои функции. Такие данные получены в ходе опроса 400 респондентов – жителей Тверского района в возрасте от 18 лет, зарегистрированных и постоянно проживающих на территории района. Целью исследования стало выявление специфики восприятия жителями актуального состояния и происходящих изменений в социально-экономической и общественно-политической ситуации в Тверском районе.

Согласно данным опроса, представители среднего класса и молодежь удовлетворены наличием в районе развитой инфраструктуры досуга – ресторанов, клубов, а также дорогих магазинов, что позволяет им проводить здесь свое свободное время: около 23% опрошенных постоянно отдыхают в своем районе, а около половины — периодически.

Большинство опрошенных позитивно воспринимают Тверской район в сравнении с другими районами Центрального административного округа. По таким параметрам, как экология, чистота улиц, качество услуг ЖКХ и стоимость жизни Тверской район занимает 2 место среди 10 районов ЦАО. Значительно хуже опрошенные оценивают такие параметры, как транспортная обеспеченность, условия для спорта и отдыха, обеспеченность магазинами шаговой доступности (соответственно 7, 6 и 5 места в ЦАО). 80% жителей высоко или средне оценивают уровень оснащенности района объектами социальной инфраструктуры, только 11% дают по этому показателю низкую оценку.

Первая тройка проблем Тверского района, которую выявили социологи, является типичной для ЦАО: транспортные (шум от машин, вокзалов, отсутствие достаточного количества парковок, скопление машин возле домов) – 46% опрошенных; экологические (загазованность от транспорта, недостаточность зеленых насаждений, шум) – 35% опрошенных; проблемы ЖКХ, состояние жилого фонда – 30% опрошенных. Также к числу проблем относятся низкое качество благоустройства территории, недостаточность социальной инфраструктуры, в том числе магазинов эконом-класса, плохая уборка снега и льда зимой, особенно за пределами центральных улиц. В числе выделенных респондентами проблем — постоянные работы по реконструкции / ремонту и строительству (наиболее актуальная проблема для жителей возрастной группы 36-55 лет).

Половина опрошенных отметила сильные (21%) или незначительные (29%) позитивные изменения в облике Тверского района, произошедшие за последние 5 лет. Негатив (13%) респонденты связывают преимущественно с проблемами парковки и экологии. Многие также указывают на недостаточность работ по благоустройству, что не позволяет вовремя реставрировать и реконструировать социальные объекты, дома и дворовые территории.

При этом 47% жителей района позитивно оценивают уровень его благоустройства, примерно треть дает ответ «удовлетворительно», негативно видят ситуацию лишь 14% опрошенных. При этом даже при сдержанных оценках респонденты отмечают, что развитие идет в правильном направлении.

Управа района продолжает проводить успешную работу по благоустройству его территории, а также по совершенствованию системы ЖКХ, в том числе путем передачи ряда важных функций ГБУ «Жилищник». Эти действия находят поддержку у населения: 22% полагают, что качество обслуживания улучшилось. Вместе с тем, 40%, самая большая группа опрошенных, не заметили изменений уровня содержания дворовых территорий, ухудшения же подчеркнули 15%. Тем не менее, среди тех жителей, которые знали о проведении эксперимента по передаче функций содержания дворовых территорий ГБУ «Жилищник» и смогли оценить его результаты, количество довольных превосходит количество недовольных, что является позитивным результатом. В целом 76% респондентов считают качество услуг ЖКХ в Тверском районе высоким, хорошим и удовлетворительным, «неуд» поставили 16%. Таким образом, опрос показал, что реформы в сфере ЖКХ, реализация программ благоустройства территорий оказали позитивное влияние на мнение жителей района.

Тем не менее ЖКХ остается проблемой, наиболее часто упоминаемой респондентами в ряду других. Это можно объяснить тем, что тарифы ЖКХ связаны с непосредственными денежными расходами граждан. Среди наиболее распространённых оценок суммы, которую респонденты тратят в месяц на оплату коммунальных услуг, преобладают «заметная» и «большая». Рост доли расходов на оплату «коммуналки» в общей структуре трат также отмечают около половины респондентов, что, по всей видимости, обусловлено влиянием экономической ситуации. Повышение тарифов на услуги ЖКХ жители Тверского района склонны связывать с коррупцией и воровством (33%), необходимостью обновления инфраструктуры (менее 18%), а также с большим количеством неплательщиков и должников (около 25%). Остальные либо объясняют рост тарифов общим ростом цен и инфляцией, либо затруднились ответить. Доля расходов на услуги ЖКХ в общем объеме трат за последние два года возросла почти у половины опрошенных.

Жители района полагают, что ответственность за решение его проблем должны нести городские власти (37%) и органы местного самоуправления (39%). На вопрос об удовлетворенности опытом обращения в управу района 37% респондентов ответили, что полностью довольны полученным ответом, 43% – частично, неудовлетворенных менее 13%.

В целом большинство жителей Тверского района Москвы дорожат тем, что живут в центральном, престижном районе столицы с развитой инфраструктурой. В районе существует свой особый микроклимат, образовавшийся благодаря проживанию в нем старожилов, патриотов старой Москвы.

 

Материал подготовлен на основе социологического исследования
«Оценка социально-экономической и общественно-политической ситуации в районах ЦАО города Москвы»,
проведенного Институтом региональных проблем в июне 2017 года