Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Курортный спор

20.02.2017

Президент поручил правительству до 1 марта 2017 года внести в законодательство изменения, предусматривающие введение курортного сбора. Доходы от него должны пополнить бюджеты популярных среди отдыхающих регионов, представители которых, впрочем, пока особого восторга по поводу появления новой доходной статьи не испытывают. И на то есть веские основания.

Курортный сбор – это средства, которые поступают от туристов в органы местного самоуправления для обслуживания и развития инфраструктуры зон отдыха. Понимая благие намерения данной инициативы, многие тем не менее недоумевают: почему деньги решено брать именно с отдыхающих, а не, например, с отелей?

Замгендиректора туроператора «Алеан» Дмитрий Попов на данный вопрос отвечает следующим образом: «Дело в том, что сейчас число отдохнувших туристов, как правило, не влияет на поступления в бюджет местного самоуправления курортной зоны. Если от сезона к сезону число приезжих выросло вдвое, то добавка доходов составит лишь несколько процентов. А расходы на обслуживание инфраструктуры – уборку, очистку пляжей, восстановление зеленых зон и улучшение инфраструктуры – возрастают кратно. Именно для покрытия этих расходов и нужен курортный сбор».

Проще говоря, курортный сбор должен связать доходы регионального бюджета с количеством отдыхающих и замотивировать регионы на увеличение турпотока. Сбор будет поступать в местные фонды развития курортной инфраструктуры, и ни на какие иные цели эти средства потрачены быть не могут.

Чтобы отработать механизм введения такого сбора, решено провести эксперимент на территории пяти субъектов – Республики Крым, Севастополя, Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краев – в течение 2017–2021 годов, не внося изменений в Налоговый и Бюджетный кодексы. По итогам эксперимента, в случае его успеха, должен быть принят закон, распространяющий введение сбора на территорию всей страны.
Для подготовки подобного эксперимента Советом Федерации проводился ряд совещаний и круглых столов в Москве и регионах. Обсуждалось, как вводить сбор, каков должен быть его размер, кем он должен взиматься и расходоваться. Интересно, что наибольшую озабоченность в связи с введением сбора высказали именно представители курортных регионов. И на то были веские основания.

«У нас очень серьезные опасения, что расходы превысят его доходы. Мы должны сделать так, чтобы не навредить конкурентоспособности отрасли. С другой стороны, если мы снизим этот платеж, встает вопрос вообще о целесообразности его сбора», — говорит министр курортов, туризма и олимпийского наследия Краснодарского края Христофор Константиниди.

Еще жестче высказался министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий: «Мы вообще против того, чтобы собирать сбор и учитывать сутки. Это неправильно. 1500 рублей за 10 дней — 10 дней это среднее пребывание отдыхающего в Крыму. Это серьезные деньги. Если курортный платеж будет именно в таком порядке вводиться, — это мое мнение, не мнение Совета министров и министерства, — но я буду ходатайствовать, чтобы мы выходили из данного эксперимента». В качестве альтернативы Республика Крым предлагает ввести «понятный и необременительный вариант» — единоразовый платеж в 300 рублей в летний сезон.

Если суммировать все отклики, картина получается следующая: курортный сбор необходим, чтобы связать доходы регионов с количеством отдыхающих, но рассматриваемый механизм его взимания несет в себе ряд серьезных рисков:

– Затраты на администрирование нового сбора могут оказаться больше доходов от него, так как придется создавать специальный аппарат.
– Закон слишком сложен, и его применение способно дать негативный эффект.
– Взимать сбор будут, скорее всего, в гостиницах, в результате затраты у тех, кто предпочитает этот вид проживания, будут больше, чем у тех, кто выбирает частный теневой сектор. Как итог – привлекательность последнего в глазах отдыхающих усиливается.
– Дополнительные сборы бьют по конкурентоспособности и привлекательности российских курортов, особенно с учетом того, что заграничные курорты снижают цены на 40−50%, субсидируют авиаперелеты и пытаются выходить в новые области, например, в сферу санаторно-курортного лечения.

Со стороны регионов выдвинуто два ключевых предложения:
– Заменить сбор налогом. В этом случае взимать его будет налоговая служба, и создание специального аппарата не потребуется.
– Заменить повременный сбор (100 рублей в день) на единоразовый (200-300 рублей за приезд), что позволит упростить процедуру его взимания.

Остается надеяться, что разработчики закона о сборе все-таки прислушаются к мнению регионов, и логика правового акта будет приведена в соответствие с мировой практикой. В большинстве стран доходы курортных регионов формируются налогами не с отдыхающих, а с гостиниц и ресторанов. И именно через эти налоги доходы региональных бюджетов привязываются к объему турпотока: больше отдыхающих – больше доходы гостиниц и ресторанов – больше объем налоговых поступлений с них.

Налоги непосредственно с отдыхающих взимаются там, где не умеют или не хотят брать налоги с гостиниц, например, на Украине. У нас же, похоже, фискальная логика – «Как бы взять побольше налогов?» – в очередной раз одержала победу над логикой развития – «Привлечем больше туристов!»

Дмитрий Журавлев, генеральный директор Института региональных проблем