Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Большая пресс-конференция Путина: три главных тезиса Президента

24.12.2016

В пятницу, 23 декабря, прошла традиционная большая пресс-конференция президента России Владимира Путина.

В этот раз она была действительно большой и длилась четыре часа. В мероприятии участвовали представители ведущих мировых и российских СМИ, а также журналисты региональных изданий, каналов и даже местной прессы.

Естественно, что такое разнообразие участников породило и разнообразие вопросов: кого-то интересовали глобальные процессы и долгосрочные прогнозы, а кого-то – решение частных региональных задач.

В результате все выглядело как немного сумбурный переход от одной темы к другой. От общения с народом этот разговор отличался тем, что вопросы задавали профессиональные журналисты. Поэтому прозвучавшие вопросы оказались более точными и, что греха таить, порой и более жесткими.

Но вся эта хаотичность была кажущейся. И дело не в модерирование со стороны Дмитрия Пескова. Американских или украинских журналистов не очень-то отмодерируешь, да и многие наши – не отставали от западных коллег. Целостность и системность в происходящее вносил сам президент. Это естественно. Все ответы российского лидера исходили из его целостного мировоззрения – картины мира.

Это не означает, что на пресс-конференции не было сказано ничего нового. Жизнь порождает новое. Именно это новое и есть самое интересное в прошедшей пресс-конференции.

Для себя мы выделили три новых тезиса.

Первый тезис о ситуации в мире. Говоря о отношениях с Европой, президент сказал, что для России лучше всего сильная и независимая Европа. Очевидно, что независимой Европе необходимо стать от США. Далее он говорит, возникшей на западе глубокой пропасти между народом и элитой. В действительности два этих высказывания тесно связаны. Очевидно, что сегодня от США зависима именно политическая элита Европы и эта зависимость – мировоззренческая, ценностная. Политическая элита полностью восприняла ультралиберальную идеологию, которую США экспортирует своим союзникам. И эта идеология заставляет её двигаться в заданном фарватере даже вопреки интересам и воле своих стран и народов, которые хранят верность традиционным ценностям. В результате между народом и властью возник конфликт, который является платой за вестернизацию Европы. Сегодня, когда народ США, уставший от идеологического конфликта, отказал либералам в доверии и избрал Трампа, начался процесс замены космополитических элит на элиты, ориентированные на интересы собственных стран и народов.[1] Путин своими ответами показал, что он видит этот новый мир и готов с ним работать. На наш взгляд, это главный вывод из пресс-конференции.

Второй – о пути развития экономики. Говоря о результатах уходящего года, президент отменил, что главным источником развития российской экономики должно стать повышение производительности труда, которое уже идет в ВПК и должно распространиться на гражданские отрасли. Для людей, живших в советское время, такой тезис новостью не кажется. В реальном секторе рост производительности труда – это источник, инструмент и результат развития экономики. Но последние 25 лет основным сектором считался финансовый, а там производительность труда не является основным источником развития. Путин своим тезисом практически говорит о том, что в нашей экономике ключевой отраслью снова становится реальный сектор. А значит, что экономика возвращается из макроэкономического зазеркалья в реальность.

Третий – о внутренней политике и ситуации в обществе. Говоря о конфликте вокруг Ельцин Центра, глава государства прямо сказал о том, что сегодня главная задача внутренней политики – это консолидация общества. Не разрушительная борьба, а созидательная консолидация должна быть основой общественной жизни. Мы уже говорили, что явно взят курс на консолидацию общества. На пресс-конференции Путин впервые публично, прямо и однозначно заявил об этом. Это очень важно. Теперь процесс пойдет значительно быстрее и масштабнее.

И что же у нас получается в результате?

Начался процесс смены политических элит. В рамках этого процесса появляются благоприятные условия для развития реального сектора российской экономики. А условием развития не только экономики, но и общества является переход от конфронтации к консолидации, от логики разрушения к логике созидания.

И это новое в устах президента, но оно является не отрицанием, а следствием его политической, мировоззренческой и моральной позиции. Его ответом изменяющемуся миру.

ИА REX