Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Пэт-шоу

21.08.2015

Изгнание пива из пластиковой бутылки

Все запреты, связанные с продажей алкоголя в нашей стране, всегда вызывали споры и настороженность. Потребители привыкли, что законы принимаются бессистемно и отменяются за не результативностью. Антиалкогольная кампания 1972 года — пропаганда слабоалкогольного вина. Сухой закон 1985 года — отказ от вина, вырубка виноградников. 2012 год — запрет рекламы пива на ТВ. 2014 год — реабилитация пива на экранах. 2015 год — планы по изгнанию пива из пластиковой бутылки. Направлены ли эти хаотичные действия на оздоровление нации? Вопрос далеко не риторический. В борьбе капиталов добру места нет.

Где пиво, там и соки

Официально население не поставили в известность, что законопроект о запрете на продажу пива в пластиковых бутылках — только начало долговременной кампании, развернутой против производителей ПЭТ-упаковки. Как при первых ноябрьских заморозках сложно представить, что следом нагрянут 30-градусные январские морозы, так и сейчас лоббисты «пластикового» закона ни словом не обмолвились о том, что за пивом, очевидно, последуют и другие категории продуктов, упакованных в ПЭТ-тару.

Лакомый кусок рынка пластиковой упаковки — детское питание. По данным компании BusinesStat рост объема продаж детской соковой продукции только к 2014 ожидался до 1,7 млн т. И потребление ее не планирует снижаться. От людей, способных на инициативы по уменьшению объема упаковки в целях борьбы с потреблением спиртных напитков, вполне можно ожидать попыток запретить ПЭТ-тару и для упаковки детских соков, если это принесет многомиллионную прибыль.

Пропаганда против ПЭТ

В июне 2015 года стартовал первый раунд информационной пропаганды против ПЭТ-упаковки. Мишенью было выбрано пиво. Во-первых, запрет на алкогольную продукцию аргументировать проще. Во-вторых, в лоббисты можно привлечь влиятельных производителей водочной продукции.

На сайтах деловых изданий появились баннеры с надписью «Запретим пластиковую бутылку — спасем Россию!». В сети был выложен видеоролик, в котором утверждалось, что ПЭТ-бутылка была изобретена по приказу Адольфа Гитлера для уничтожения русского народа.

При этом замалчивались данные о том, что снизить уровень потребления спиртосодержащей продукции в России удалось лишь в путинские «нулевые» путем изменения структуры потребления в пользу слабоалкогольных напитков, в первую очередь, пива. Наиболее существенное снижение вредных последствий от употребления алкоголя наблюдалось с 2003 по 2007 годы, когда место крепких напитков заняли вино и пиво.

Подтверждает эффективность этой структуры опыт европейских стран. Среднестатистический чех выпивает в год около 160 литров пива, немного отстает финн, на которого приходится 80 литров в год, что близко к среднеевропейским показателям. Ни в той ни в другой стране не стоит острой проблемы алкоголизма.

Как «водочные короли» теснят «пивные бочонки»

Но, как говорится, кому геноцид населения, а кому — вожделенная прибыль. Последние несколько лет «водочные короли» агрессивно возвращают «свою» долю рынка. В ход пошли далеко не самые убедительные исследования о пагубности «пивного алкоголизма» и безудержный рост акцизов, приравнявших стоимость трех бутылок пива к одной бутылке водки. В результате такого «уравнивающего» подхода, система регулирования и налогообложения пивной отрасли в России одна из наиболее жестких в Европе.

В 2015 году в Госдуму был внесен законопроект депутата от фракции ЛДПР Дмитрия Носова об ограничении и последующем запрете розлива алкоголя в экономичную пластиковую тару. Свою инициативу депутат объясняет заботой о здоровье граждан, уверяя, что продажа пива в полимерной упаковке больших размеров приводит к росту алкоголизма. Однако запрет ПЭТ может вызвать обратные последствия, значительно ухудшив ситуацию со злоупотреблением алкоголем из-за перехода части потребителей на дешевый крепкий алкоголь, в том числе контрафактный. Новый закон создает неравные условия для разных видов упаковки, запрещая вариант с большей ценовой доступностью и высокими стандартами пищевой безопасности.

Прогнозы

Единственное, в чем сходятся эксперты: данный законопроект никак не улучшит ситуацию, связанную с ростом смертности людей в возрасте от 30 до 45 лет. По данным министра здравоохранения Вероники Скворцовой, при вскрытии тел погибших в 70% случаев в крови выявляется алкоголь. Именно потребление крепкого алкоголя влияет на рост смертности от контрафактного алкоголя, доля которого в России составляет рекордные 60%. Учитывают ли этот момент «водочные короли» или именно на него и делают ставку?

Еще один довод в пользу ПЭТ — это экологичность упаковки. Ни в одной стране-члене ВТО нет ограничения по объему или материалу упаковки. В странах Евросоюза пластиковые бутылки объемом более 1,5 литров используются для пива. В США пластиковую упаковку для крепких алкогольных напитков используют около трети производителей. В Германии в прошлом году был продан 1 миллиард ПЭТ-бутылок пива. В Чехии доля бутылок объемом 1,5 л среди всех видов пластиковой упаковки составляет около 70%, а двухлитровых — около 30%.

По словам директора Института региональных проблем Дмитрия Журавлева, желательно постепенно снижать потребление любого алкоголя — как крепкого, так и с малым содержанием градусов: «Помня, что последствия лечения могут быть более тяжелыми, чем сама болезнь, делать это нужно в постоянном взаимодействии с экспертными институтами, федеральными и региональными министерствами и ведомствами».

В кулуарах Минсельхоза также придерживаются мнения, что к сколько-нибудь существенному снижению потребления пива мера не приведет, а вот обострение в социальных отношениях из-за нее неизбежно: «Это очередная популистская инициатива, не способная реально снизить потребление пива, зато реально усугубляющая негативный имидж законодательной власти и депутатского корпуса. Именно из-за таких популистских и невнятных законов к депутатам намертво приклеится прозвище «взбесившийся принтер».

Война «водочных королей» против «пивных бутылок» не может и не должна усугубить и так непростую, а в условиях кризиса социально опасную ситуацию с потреблением алкоголя.

http://www.kp.ru/daily/26422.4/3295164/