Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

СМИ: обязательств у муниципалитетов предостаточно, собственных источников доходов почти нет

19.11.2014

Всего российские муниципальные образования должны тем или иным субъектам 277,5 млрд руб. Обязательств, в том числе социальных, необходимость исполнения которых даже не обсуждается, у муниципалитетов предостаточно, только собственных источников доходов у них почти нет. Практически все деньги, собираемые в муниципальных образованиях, уходят в федеральный или региональный бюджет, Сообщает «Коммерсант-Власть».

В 2013 г. Саратов собрал 80,2 млрд налогов и сборов, из которых городской бюджет получил 8,6% (6,37 млрд).

Глава города Олег Грищенко неоднократно заявлял, что вопрос с бюджетной обеспеченностью муниципалитетов не только не решается, но и ухудшается с каждым годом: «Саратов является донором по отношению к другим муниципальным образованиям области, но при этом налоговых доходов, собранных с территории города, в местном бюджете с каждым годом становится все меньше и меньше. В 2000-ом в Саратове было собрано налогов и сборов на общую сумму 7,7 млрд, из них 24,3% поступило в местный бюджет. В 2013 г. удельный вес налоговых поступлений в бюджет города уменьшился до 8,6%. Соответственно, все меньше средств может быть направлено непосредственно на исполнение полномочий органов местного самоуправления».

Поиск внебюджетных источников средств нередко заканчивается для чиновников уголовными делами. Один из примеров — дело в отношении и.о. главы администрации Саратовского района Василия Синичкина. В июле 2013 г. ему было предъявлено обвинение в получении взятки. Следствие посчитало, что Синичкин и его помощница Наталья Федосова, действуя по предварительному сговору, потребовали от руководителя коммерческой организации передать взятку в сумме 300 тыс., а замглавы требовала от другого лица передать через посредника взятку в 50 тыс. Впрочем, через 2 мес. дело было переквалифицировано на ч. 1 ст. 285 УК «Злоупотребление должностными полномочиями». Следствие согласилось с доводами защиты о том, что Синичкин не получал взятки, а деньги, переданные в администрацию района бизнесменом, предназначались для нужд муниципалитета. Адвокаты утверждают, что речь шла о спонсорской помощи от бизнесменов на организацию поездки районной делегации в Севастополь. На этой поездке якобы настаивало облправительство, но денег из бюджета на ее организацию не выделяло. «На мой взгляд, Госдума должна пересмотреть бюджетное законодательство. На момент возбуждения уголовного дела в отношении меня долги Саратовского района составляли порядка 200 млн. Даже на это в муниципальном бюджете не было денег, а власти должны еще исполнять распоряжения правительства области. Все почти без финансирования», — говорит Василий Синичкин.

В большей части регионов финансовое положение подорвала необходимость реализации «майских указов» президента, потребовавших существенного увеличения расходов на зарплаты работникам бюджетной сферы. Госдолг Саратовской области по последним данным составляет 43,32 млрд, около половины из этой суммы приходится на кредитные организации.

Надо признать, что дополнительные 70 млрд руб. от сборов с бизнеса не исправят радикально ситуацию с задолженностью региональных бюджетов. А неизбежный рост цен, спровоцированный введением сборов, в целом негативно скажется на платежеспособном спросе. Директор Института региональных проблем РФ Дмитрий Журавлев считает, что в бедных регионах, где нужно латать бюджет и население бедное, бизнесу просто нечем платить этот сбор: «Единственный выход для людей — меньше потреблять, что также ударит по производителю и налогооблагаемой базе. Неизбежное повышение цен снизит реальный спрос, а значит, сузится рынок, и для части малого бизнеса просто не останется места. Конкуренция станет жестче, но потребителю от этого не станет лучше, потому что цены будут не падать, а расти».

http://news.sarbc.ru/main/2014/11/18/162075.html