Новые ориентиры для регионов: удочку, а не рыбу

17.12.2012
Раздел: Публикации

В начале декабря в Москве по инициативе Министерства экономического развития, Агентства Стратегических Инициатив и газеты «Ведомости» прошла конференция «100 шагов к благоприятному инвестиционному климату. Новые ориентиры для регионов».
Уже из названия конференции видно, что темой разговора было привлечение инвестиций в российские регионы – создание благоприятного инвестиционного климата.
Российская экономика – это развивающаяся экономика, и она нуждается в инвестициях. Причем нужны не столько деньги, сколько технологии и рынки сбыта. Но если это верно для страны в целом, то это в двойне верно для российских регионов. Один из российских парадоксов состоит в том, что страна у нас богатая, а регионы бедные. Поэтому для них внешние инвестиции являются единственным источником экономического развития.
Но как привлечь эти инвестиции? Как верно заметил Дэвид Браун, эксперт Всемирного банка по вопросам организации процесса привлечения инвестиций, «…если уж говорить о потоке сделок – с цифрами все в порядке, с количественными параметрами. С качественными параметрами что происходит. Многие компании хотели бы попасть на этот рынок, нужно говорить об индустрии знаний, можно вспоминать про экспортные индустрии. Многие компании хотели бы находиться здесь, но не знают, как».
Ответам на вопрос «Как привлечь инвестиции?» и стала данная конференция.
Сергей Беляков, заместитель министра экономического развития Российской Федерации заявил: «Центральным звеном в вопросе улучшения организационного климата являются регионы, региональные власти, но в сочетании с действиями, которые федеральное правительство предпринимает, улучшение климата, безусловно, приоритет имеет, сейчас приоритет номер один». По его словам есть целый ряд положительных примеров: Калужская область, Ульяновская область, Татарстан, Белгородская область. Но во многих регионах пока ещё нечем похвастаться.
Но что должны сделать региональные власти? Первый уровень – это создание инфраструктуры, технопарков. Это сейчас делается во многих регионах. Это необходимо, но не достаточно.
Как правильно сказал Андрей Спиридонов, министр инвестиционной политики, государственно-частного партнерства и внешних экономических связей Тульской области, «главное — это доверие со стороны инвесторов. Поскольку каждый инвестор, приходя в регион, должен понимать, что его точно не обманут, что, если он вложит туда свои средства, то они обязательно будут пущены по назначению, и на администрацию можно рассчитывать как на союзника в процессе реализации того или иного инвестиционного проекта. А для этого необходимо наличие плана инвестиционного развития региона, который представляет собой в первую очередь совокупность тех мер, требований и тех условий, которые должен выполнять регион не только в соответствии с тем или иным стандартом, но и вообще из специфики самого субъекта Российской Федерации».
Как отметил Денис Шаулин, вице-президент, председатель совета директоров BSH group, имея такой план «можно понять, куда нужно инвестировать, какие ресурсы будут для этого в регионе, и есть ли смысл инвестировать именно в этом регионе, и именно в этот бизнес».
Но и инфраструктура и план инвестиционного развития региона это только условия привлечения инвестиций. Для того, чтобы бизнес, не знающий как инвестировать в Россию, начал инвестировать, с ним нужно активно работать. И для этого нужен специальный институт –Корпорация развития. Сергей Беляков определил его так: «Корпорация развития – это тот главный инструмент, который призван сделать планы инвестиционного развития, стратегии инвестиционного развития не абстрактными документами, а работающими программами».

Региональным корпорациям развития в рамках мероприятия был посвящен специальный круглый стол «Корпорация развития – что это?». Представителями регионов, где есть положительный опыт работы Корпораций развития, были высказаны различные взгляды на этот институт.
Сергей Филиппов, Генеральный директор Корпорации развития Среднего Урала считает, что Корпорация развития – это, по сути, агент правительства региона по взаимодействию с инвесторами.
Владимир Шаповалов, Генеральный директор Корпорации развития Рязанской области в ходе дискуссии подчеркнул, что Корпорация развития – это организация, которая ведет диалог с инвестором, которая ведет его за руку, которая обеспечивает его комфортный вход в регион. В Рязанской области задачи КР определены так: «прежде всего, это создание положительного имиджа Рязанской области. Второе – это проведение постоянной глубокой аналитической работы. Третье – это профессиональные поиски привлечения инвесторов».
При всех внешних различиях подходов из сказанного можно выделить общее:
1. Корпорации должна пропагандировать регион разъяснять его возможности и перспективы и привлекать инвестора, которому эти возможности и перспективы нужны;
2. Корпорация должна быть механизмом эффективной коммуникации между инвестором и властью и снять административные барьеры;
3. Корпорация должна предоставить инвестору необходимою инфраструктуру
Таким образом, корпорация становится стержнем инвестиционной политики региона, а технопарки и планы развития региона – лишь необходимым условием её деятельности.
И как показывает опыт выше упомянутых регионов, эффект от этой деятельности велик. Недаром в своем послании президент Путин отметил, что наиболее бурный рост экономики показали не богатые сырьем регионы, а те регионы, которые сумели привлечь инвестиции.
Так что потенциал здесь огромный.
И ещё одно замечание: к сожалению, на круглом столе не выступили представители Корпорации развития Северного Кавказа. А между тем сегодня, когда принята программа развития Северного Кавказа, значение этой организации – и без того большое – выросло многократно. Привлекать инвестиции на Северный Кавказ труднее, чем в Калужскую область, а потребность в них, при тамошних избыточных трудовых ресурсах, и недоразвитой социальной сфере, намного выше. И на наш взгляд, гораздо эффективней не просто вкладывать бюджетные деньги в Северный Кавказ, но и всемерно активизировать деятельность корпорации развития Северного Кавказа. Нужны не дотации, а инвестиции. «Не накормить, а дать возможность заработать» — в этом смысл государственной программы. И здесь Корпорация развития – важнейший элемент. По крайне мере, я так думаю.