Институт региональных проблем

История России, её культурное и этническое многообразие

Путин в Парламенте

21.04.2011

20 апреля премьер-министр России В. В. Путин выступил перед Парламентом с отчетом о работе правительства за 2010 год. Комментировать подобные выступления довольно сложно. Специфика подобных выступлений состоит в том, что в них затрагивается множество тем. И как бы выступающий не хотел быть конкретным, касаться их он вынужден кратко, в общих чертах. Самым конкретным являются цифры: показатели расходов на те или иные задачи. Относиться к подобному тексту, так же приходится, в общем. А в общем, тезисы Путина можно только поддержать. Все о чем он говорит, необходимо сделать.
Но несколько пунктов для комментария все-таки есть.
Пункт первый. Это явное отличие формы, и от части – содержания данного отчета от предыдущих. Если сравнивать данную речь с отчетом за 2008 год, то нынешний доклад заведомо длиннее. И, что может быть, более важно, он менее «конфликтен». Если в 2009 году премьер позволял себе острые замечания и указания на узкие места, то в 2011 его речь это рапорт об успехах и перечисление задач на будущее. И по размеру и по содержанию нынешнее выступление ближе к образцу докладов на советских съездах, чем речь двухгодичной давности. Конечно, это обусловлено тем, что нынешнее положение намного лучше того в котором страна была два года назад. Кроме того Путин «набил руку» на подобных выступлениях. А всякая технологичность в этом деле приводит к сглаживанию острых углов. Но дело думается не только в этом. Речь премьера это отражение отношения российской элиты (или по крайне мере её части) к ситуации в стране. Наша элита уверена в незыблемости собственного положения. Причем уверенность эта, как неоднократно приходилось замечать, держится не столько на рациональном знании, сколько на абсолютной вере. В 2009 году внешние условия работали против этой веры. И Путин, обращаясь в лице Парламента к элите, был острее. А сегодня наша элита вновь внутренне спокойна, и она ждет от премьера речи об успехах. Сегодняшняя российская элита, по крайней мере, в своих мыслях живет уже «после кризиса». И то, что речь Путина это проявила – важнейший ее итог. Полезна или вредна для страны такая самоуспокоенность элиты – это отдельный очень серьезный вопрос.
Пункт второй. Масштаб задач, поставленных Путиным в выступлении, дает основания воспринимать эту речь не как ежегодное протокольное выступление премьера перед парламентом, а как программу действий государственного деятеля. Если действительно так, то важнейшим, на наш взгляд, является следующий тезис премьера: «Стране необходимы десятилетия устойчивого, спокойного развития». Сегодняшний премьер практически повторил слова другого премьера – Столыпина, сказанные в думе за сто лет до этого. Любые резкие изменения в России всегда несут разрушения. Устойчивое, спокойное развитие позволит России достигнуть высот. Поэтому позицию Путина как политическую программу можно только поддержать. России необходим покой, который в политике равен консерватизму.
Пункт третий. Но одно конкретное возражение. Это возражение по поводу путей борьбы с коррупцией, названых в выступлении. Сама задача – архиважная. Но вот пути её решения, предложенные в речи, кажутся нам мало эффективными. Первый из них – это сокращение контрольных функций государства. Нет возможности контролировать – не за что брать взятки. В теории очень эффективно. Но, во-первых, существенно сократить вмешательство государства в экономику не удастся. Без государства может работать только мелкотоварное производство, а мы, вроде бы, собирались модернизировать экономику. Во-вторых, такая победа над коррупцией людям ничего не принесет. Деньги, который сегодня берет чиновник за разрешение выпускать или продавать некачественный товар или предоставлять некачественные услуги, в условиях отсутствия контроля, будет брать сам предприниматель. Свободу бизнеса мы уже видели в 90-ые годы. Второй путь это превращение государственной деятельности в «государственные услуги». Но если тактически это и даст выигрыш (что еще неясно), то стратегически это даст огромный проигрыш. Такой подход превращает государство в участника рынка, заставляет государство жить по рыночным законам. А это – идеологическая основа для легализации коррупции, а не для борьбы с ней. Проблема коррупции не решается так просто, как предлагается в речи премьера.
В целом же можно сказать, что это речь «посткризисного» премьера перед Парламентом представляющим «посткризисную» элиту, премьера, который, похоже, собирается вернуться непосредственно в политику.